За последние годы ксеноновые лапы обрели огромную популярность среди автовладельцев. Все чаще их предпочитают стандартным галогеновым лампам и даже LED-освещению. На дороге можно безошибочно определить наличие лампочек такого типа в проезжающем автомобиле, так как они дают характерное голубоватое свечение. Так в чем же основные преимущества ксенона и чем обусловлена растущая популярность такого типа автомобильного освещения?
Для начала разберемся, что же представляют собой лампы для ксенона. Это конструкция из кварцевой колбы (стекло имеет слишком малую прочность, чтобы выдержать давление создаваемое газом), легированных вольфрамовых электродов и цоколя, которая наполняется смесью ксенона инертных газов и ртути. Нить накаливания в ксеноновых лампах отсутствует, вместо этого при подаче напряжения в газовой среде между электродами образуется электрическая дуга, которая и является источником света.
Преимущества и недостатки ксеноновых ламп
Ксеноновое освещение не просто так полюбилось автомобилистом – у него есть масса достоинств и преимуществ перед галогеновыми лампами:
- большая интенсивность освещения, создающая максимальный эффект при любых погодных условиях;
- излучение лампочек белого цвета с голубоватым подтоном, максимально близкое к естественному дневному свету, благодаря чему улучшается видимость, и глаза водителя меньше устают;
- длительный срок службы за счет отсутствия нити накаливания, составляющий в среднем около 4-х лет;
- устойчивость к внешним факторам: влиянию конденсата, перепадам температур и виброустойчивость;
- низкое энергопотребление – 35 Вт, что почти вдвое ниже, чем у аналогичных галогеновых ламп.
Из недостатков можно отметить высокую стоимость самих ламп и блока розжига, без которого невозможно функционирование ксенонового освещение, а также необходимость регулировки яркости, чтобы не слепить водителей встречных автомобилей.
Блок розжига ксенона
Ксеноновое освещение гораздо сложнее галогенового или светодиодного чтобы установить ксенон на автомобиль, необходимы некоторые дополнительные устройства, такие как блок розжига. Как уже говорилось ранее, свет в ксеноновой лампе обеспечивается за счет электрической дуги. Для ее образования необходим кратковременный разряд с напряжением в 25000 В. Стандартное напряжение для автомобиля – 12В, так каким же образом преобразовать их в 25000 В? Для этого и существует такое устройство, как блок розжига. В целом, он отвечает за такие процессы:
- преобразования напряжения сети автомобиля;
- розжиг и поддержание работы лампы;
- стабилизация дуги;
- контроль работы электрической цепи.
Блоки розжига бывают нескольких типов: третьего, четвертого и пятого поколения. Различаются они в зависимости от рабочего напряжения, технических характеристик и дополнительных функций, таких как возможность самостоятельного зажигания лампы в четвертом блоке или повышенная эффективность управления лампы при помощи HID технологии в пятом блоке.
Особенности ксеноновых комплектов
Полный ксеноновый комплект состоит из двух лампочек, двух блоков и набора соединительных проводов. При выборе комплекта следует обратить внимание на такие параметры как: тип цоколя, цветовая температура (она должна быть в диапазоне от 4300К до 6000К), а также параметры блоков. Установку же лучше доверить профессионалам в автосервисе, чтобы не загубить дорогостоящее оборудование.
В последнее время автомобилисты все чаще выбирают младшего брата ксенона – биксенон. Он считается немного практичнее за счет конструктивных особенностей, позволяющих не разделять ближний и дальний свет, используя только одну лампу, в то время как в ксеноне используются две лампы для дальнего и ближнего света. Для переключения режима свечения лампы в биксеноновых фарах используется специальная колба или шторка на электромагните. Впрочем, есть и достаточно существенные недостатки, такие как высокая стоимость и несовместимость с большинством фар автомобилей старых моделей.
В заключение можно сказать, что ксенон – прекрасная экономичная и эффективная альтернатива другим видам автомобильного освещения, но требующая внимательного отношения, как при выборе, так и в эксплуатации.